Так получилось, что по работе пришлось съездить в Рим, о чем я нисколько не пожалел, так как последний раз был вне дома аж в мае 2012. Да уж…. Мда…

исторический Рим

Предваряя рассказ про саму поездку (а скорее это краткий фотоотчет) хочу сказать несколько добрых слов в адрес визового центра Италии. Это просто огромная фабрика по выдаче виз. Настолько организованного и быстрого процесса в европейских посольствах я не встречал! Разве только австралийское посольство, что совсем не Европа 🙂 было качественней, но туда и поток туристов совсем другого порядка. Так что если оформляете визу в Италию самостоятельно, то не вижу никаких проблем с этим. Главное тщательно проверить и подготовить все бумаги.

Прогноз погоды обещал проливные дожди в Риме в день прилета, но особого криминала на самом деле не было.

Криминалом была огромная очередь на прилете, в худших российских традициях. Но после того как прошла основная масса китайцев, дело пошло. Уровень раздолбайства в сервисе сходен с российским. Поэтому, чувствуешь себя «как дома», будто перелетел не в Рим, а в Домодедово 🙂

Аэропорт Рима

Как я уже написал, в поездке я был по работе, поэтому большую часть времени провел в пригороде, в отеле Mariott, где то между самим Римом и его аэропортом.

на конференции

А за окном стоит почти наш май, с цветочками и запахами средиземноморской сосны и зелени. Светит теплое солнце и температура порядка +15С. Надо завести в привычку выезжать ранней весной на Средиземное море 🙂

вид из гостинницы

Единственным культурным развлечением в нашей программе была экскурсия по «древнему Риму» организованная нашим бизнес партнером. У автобуса как обычно крутятся «африканские морды».

на экскурсии в Риме

Наш гид по древнему Риму. Итальянка, очень хорошо рассказывающая про Рим на английском. Порадовали также персональные трансмиттеры, которые позволяли слышать речь из ее микрофона непосредственно в персональный наушник.

на экскурсии в Риме

Идем по улице и вдруг …. Колизей! Офигеть!

прогулка по Риму

Рим по своему великолепен и патриархален. Европа хороша для смены обстановки и культурного отдыха.

прогулка по Риму

Знакомая с детства аббревиатура.

S.P.Q.R. — аббревиатура латинской фразы «Senatus Populusque Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.

забавные ворота в Риме

Мы приближаемся к центральной точке «древнего Рима». Картинки из учебника истории всплывают перед глазами!

вид на Палатинский холм

Станция метро «Колизей»!

станция метро Колизей

Вот он Колизей (амфитеатр Флавиев) — во всем своем великолепии. Даже не верится что люди смогли сотворить такое две тысячи лет назад! На меня нахлынули эмоции.

Строительство самого большого амфитеатра Рима и всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Монументальный Колизей

Рим — столица мира??? Caput Mundi

по прежнему Рим - столица империи???

Очередь за билетами. Говорят, что правильные пацаны берут комбинированный билет на Палатинском холме и не ждут утомительной очереди в самом Колизее.

внутри Колизея, Рим, Италия

Внутри мрачновато, но монументально.

внутри Колизея, Рим, Италия

Арена. Тольпы зрителей смотрят как гладиаторы убивают друг друга. Фантастика воплощенная в реальность!

внутри Колизея, Рим, Италия

Вид из окна наружу.

внутри Колизея, Рим, Италия

Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сидения были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше рыцарей, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.

внутри Колизея, Рим, Италия

Только в XIX веке удалось произвести раскопки, в ходе которых было обнаружено часть помещений, спрятанных под ареной. Удивительно, но некогда в подземелье кипела жизнь – кроме причудливых катапульт и прочих подъемных механизмов в там находились клетки для животных, помещения, в которых содержались гладиаторы и преступники, складские комнаты, а также отсеки для хранения декораций.

сооружения под ареной Колизея

Несмотря на явный «не сезон» народу много.

внутри Колизея, Рим, Италия

Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

арка Константина, Рим, Италия

Остатки классических коринфских колонн присутствуют.

остатки колонны, Колизей

Подземные сооружения крупным планом. Когда то здесь кипела мрачная деятельность.

сооружения под ареной Колизея

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

крест в память о погибших христианах

Желающие могут пофотографироваться с ряженными «легионерами»

ряженые

Для украшения этой арки использовано множество барельефов и скульптур, снятых с других памятников. На обоих больших устоях арки находятся по четыре колонны, восходящих к эпохе правления Траяна; над колоннами возвышаются восемь статуй даков из белого с фиолетовыми прожилками мрамора Малой Азии.

Над боковыми арками расположено восемь медальонов эпохи Адриана, сгруппированных по два над каждой аркой. Четыре изображенные в них сцены воспроизводят сюжеты охоты, четыре другие — жертвоприношения. По обе стороны от надписи, повторенной на двух лентах аттика, можно видеть восемь барельефов эпохи Марка Аврелия, украшавших в свое время другую триумфальную арку и помещенных также по два с каждой стороны. Барельефы изображают торжественный момент «Возвращения императора» в 173 году после победоносных сражений с германскими племенами маркоманнов и квадов.

арка Константина, Рим, Италия

Народ и сенат даже на люке!

люк, империя жива

Оба величественных сооружения в одном кадре. Даже не верится что все это можно «потрогать».

арка Константина, Рим, Италия

Наша экскурсия продолжилась на Палатинском холме — центральном из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме.

табличка перед Палатинским холмом

По преданию, здесь возник древний Рим: на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, здесь Ромул заложил город. Название Palatium связано с именем богини Pales, охранительницы скота. Очевидно, Палатинский холм первоначально служил выгоном для скота, а когда у италиков появились первые религиозные представления и возник культ богини Палес, то Палатин стал религиозным центром пастухов, совершавших здесь жертвоприношения.

Палатинский холм

В начале 4 в. Максенций построил величественную административную базилику, где размещалась префектура, которая с того момента стала единым органом всей городской администрации. Здание воздвигли на месте располагавшегося здесь ранее склада специй, пряностей и лекарств. Здание имело большой центральный неф, заканчивавшийся в апсиде с западной стороны. Его покрывали три крестовых свода, которые поддерживали восемь колонн размером почти 15 м.

Базилика Максенция

Дворец Тиберия и Каллигулы….

Палатинский холм

Храм Антонина и Фаустины

К северу от Регии можно увидеть большой, прекрасно сохранившийся храм, который был перестроен в церковь Сан-Лоренцо-ин-Миранда. Храм был построен императором Антонином Пием в 141 г. н. э., до сих пор четко видна надпись о том, что храм посвящается его жене Фаустине (имя Антонина было добавлено позже, после его смерти). К фасаду ведет длинная лестница с алтарем в центре, украшают фасад шесть коринфских колонн, а когда-то в концах фасада стояли и статуи. На фризе скульптурные изображения грифонов и растений. Целла была облицована мраморными плитами, хотя до сегодняшнего дня сохранилась только основа из пеперино.

Храм Антонина и Фаустины

Храм Весты (лат. Aedes Vestae) — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги. В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. Вшестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвященные Весте.

Храм представлял собой круглое строение в форме толоса, окружённое двадцатью коринфскими колоннами . Внутри святилища всегда горел огонь, дым от которого выходил через специальное отверстие в крыше.

храм Весты

Храм Диоскуров, Храм Кастора и Поллукса (лат. Aedes Castoris) — один из старейших храмов на Римском форуме. Храм был посвящен близнецам Кастору и Поллуксу, сыновьям Юпитера. Был построен в 484 году до н. э. по заказу сына диктатора Аулия Постумия по случаю победы над Тарквинием на озере Регил в Лации (499 г. до н. э.). Диоскуры якобы помогли одержать победу и принесли эту новость в Рим. Около 117 года до н. э. храм был обновлён Луцием Цецилием Метеллом Далматиком. В I веке н. э. по приказу Тиберия храм обновили. На сегодняшний день сохранились три колонны коринфского ордера (15 м в высоту), так называемые «Три сестры». Алтарь и источник Ютурны, в котором, по легенде, братья напоили своих коней, находились рядом с храмом.

остатки храма Кастора и Поллукса

Упавшие колонны поросли плющем. Нигде как здесь не ощущается связь времен.

Палатинский холм

Птички здесь жирные и наглые.

птичка в Италии

Самое центральное место тени великой Римской империи.

Палатинский холм

Между Рострами и Курией находится величественная арка Септимия Севера. Эта трехпролетная конструкция имеет высоту 20,88 м, ширину 23,77 м и глубину 11,20 м. Дата сооружения — 203 г. — запечатлена на арке. На два боковых форникса вели небольшие лестницы, а под центральной аркой на более высоком уровне, чем теперешняя, которая относится к эпохе Августа, проходила не сохранившаяся до наших дней дорога.

На двух сторонах аттика (внутри которого находятся четыре помещения) расположена грандиозная надпись в честь Септимия Севера и Каракаллы (1): «Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Oтцу отечества, Парфянскому, Аравийскому и Адиабенскому Парфянскому, Великому Понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашенному в одиннадцатый раз Императором, трижды консулу, проконсулу и Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, Августу, Пию, Феликсу, шесть раз ставшему народным трибуном, консулу, проконсулу, Oтцу отечества, наилучшим и наимогущественным властителям за спасение государства и расширение владения римского народа, и за их выдающиеся заслуги на родине и вне ее — сенат и римский народ».

арка Септимия Севера

Храм Сатурна (лат. Templum Saturni ,лат. Aedes Saturnus, итал. Tempio di Saturno)) — храм на Римском форуме, один из древнейших храмов Рима.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев.
Расположение храма Сатурна на форуме

Храм несколько раз сгорал, так в 42 году до н. э. он заново был отстроен после пожара эдилом Мунацием Планком. Ему приписывается возведение подиума, полностью покрытого травертином (40 м в длину, 22,50 — в ширину и 9—в высоту). Храм был отреставрирован после пожара во время правления Карина (283 год н. э.). Надпись на фризе подтверждает это: лат. Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit — «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».

Возле храма 17 декабря начинался ежегодный праздник Сатурналий. До наших дней сохранилось лишь несколько колонн ионического ордера, сохранившиеся после реставрации в 283 году.

Палатинский холм

Забавная волчица из самшита.

забавная волчица

Стражи порядка должны быть всегда идеально чистыми.

красивая машинка

Кажется я знаю эту даму.

в центре Рима

Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев. Была создана в 160—180-е годах.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum) поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Мы еще немного походили по городу. Стало темно и сыро.
Вот и заканчивается моя поездка. Сейчас в ресторан, а утром в аэропорт…..

статуя императора Марка Аврелия

Пора домой! В холодную Москву.

едем домой

Тэги: , , ,

1 комментарий on Поездка в Рим, Италия, 6-9 марта 2013

  1. Читаю и ещё раз убеждаюсь, что Рим хорош в ЛЮБОЕ время года!

Добавить комментарий