Полярное сияние над озером Гольцовое 1 февраля 2011

В солнечный день часа в три-четыре лететь по лыжне, чтобы дух захватывало, в Берендеевом царстве заиндевелого леса почувствовать себя сказочным богатырем, на морозе напиться чаю из термоса. Это понятно!
А вот сгибаться под рюкзаком весом два-три пуда и чувствовать, как натруженно ноют плечи и болит спина, еле-еле переставлять в глубоком снегу лыжи, мерзнуть в холодной палатке и беспокоиться, выдержит ли она напор шквального ветра и пурги, с опасностью взбираться по крутым обледенелым склонам, постоянно испытывать чувство голода и мечтать о куске мяса величиной с ладонь…

Зачем и кому это нужно?

П.И. Лукоянов  «Зимние спортивные походы»

Трудно ответить на этот вопрос. Мне просто понравилась эта цитата из классической монографии посвященной лыжному туризму.
Могу только добавить тем, кто захочет сделать что то подобное — готовьтесь и не бойтесь трудностей похода!

Данный отчет посвящен краткому описанию нашего лыжного похода 2 к.с. по Хибинам в феврале 2011 г. под эгидой турклуба МГТУ им. Баумана в котором мне и Ивану довелось принять участие.

Ниже приведена схема основных маршрутных точек и ночевок.

схема лыжного похода

Краткая справка района:

Хибины — горный массив на Кольском полуострове, в Мурманской области, расположенный на 150 км севернее Полярного круга, наиболее значительный по площади (около 1300 км2) и высоте (г. Юдычвумчорр (1208 м)). Хибинские горы являются самым крупным месторождением апатито-нефелиновых руд в мире на данный момент. В южной части массива построен огромный промышленный комплекс по добыче и переработке апатитовой руды с центром в городе Кировск.

перевал Восточный Петрелиуса

Преобладающие высоты платообразных вершин от 900 до 1100 м, крутые склоны которых покрыты ледниками и снежниками. Сквозной долиной меридионального направления Куниок — Кукисиок — Б.Белая массив делится на Западные (Малые) и Восточные (Большие) Хибины. Восточный борт этой долины, состоящий из плато Лявочорр, Рисчорр, Кукисвумчорр, Юкспор, Расвумчорр, Айкуайвентчорр является главным водоразделом Хибин, от которого ответвляются остальные водоразделы, ограничивающие основные долины: Вуоннемиок, Тульок, Каскаснюйок, Майвальтиок, Кальиок на востоке и М.Белая, Гольцовка — на западе.В верховьях долины заканчиваются одним или системой цирков, которые вместе с многочисленными карами являются наиболее характерными, определяющими облик Хибинских гор формами рельефа. Ещё одной особенностью Хибин являются ущелья — трещины с отвесными стенками, достигающие 60-70 м в ширину и нескольких десятков метров в глубину.Склоны выровнены, практически лишены острых ребер и выступов, что является последствием рельефообразующих процессов в ледниковый период.

перевал Рамзая

По происхождению Хибинский массив — интрузивное тело, застывшее около 300 млн. лет назад на некоторой глубине в толще существовавшего тогда покрова осадочных пород, обнаженное последующим сносом и тектонически поднятое над соседними равнинами в последние 30-40 млн. лет. Массив сложен большей частью нефелиновыми сиенитами, с которыми связаны месторождения апатито-нефелиновых руд.

День первый. 30 января 2011 г.

Переменная облачность, утром температура около -20С, днем -12С

Итак двухмесячная подготовка завершена и мы даже без проблем сели в поезд который должен был перебросить нас на Север примерно 1500 км от Москвы.

Наш поезд Москва-Мурманск прибыл на забытый богом полустанок под названием «Нефелиновые пески» около восьми утра. Высадка получилась немного сумбурной, так как на все отводилось четыре минуты, а тут мы, 14 человек со всякими лыжами и рюкзаками…

Кроме того, в планируемом проводницей направлении нам высадится не удалось по причине расположения там товарняка, и пришлось в спешке перемещаться в противоположную дверь тамбура. Вот так весело начинался наш день, хотя вокруг еще стояла северная ночь и только одинокие огоньки поселка светили в ночи…

Но все закончилось благополучно и мы двинулись при свете налобных фонарей по маршруту запланированному командиром.

Вскоре наступил рассвет и мы немного освоились с лыжной техникой подкрепленной 30 килограммовыми рюкзаками 😉

Лыжный поход по Хибинам 2011

Однако первый же спуск принес неприятность — командир сломал лыжу! Прямо под колодкой. Вот такая незадача…..

Командир сломал лыжу

Вот он — злополучный склон!

склон

Мы конечно пытались часа полтора чинить лыжи, но поломав почти все сверла диаметром от 2 до 4 мм, плюнули на эту затею признав свое поражение как ремонтники и двинулись дальше.

Ремонт в походных условиях

А вокруг розовел рассвет.

Природа Хибин

Некоторое время командир еще шел на недоделанной лыже, но она в конце концов померла совсем и мы устроили привал, заодно отпилив половину лыжи и переставив крепление, превратили её в некий аналог снегоступа.

Каны обещают вкусный обед.

Суровый зимний быт

«Дети хоронят коня»

Похороны лыжи

После обеда мы двинулись в ущелье Аку-Аку. Вот там для нас и начался первый трэш, когда мы стали понемногу понимать во что мы ввязались!

Ущелье Аку-Аку

Стражи ущелья

Само по себе ущелье хоть и неглубокое, но довольно красивое. Особенно когда выглядывало Солнце.

Ущелье Аку-Аку Ущелье Аку-Аку

Во первых идти можно было только вдоль русла ручья. Кое где встречалась открытая вода и падать с лыжами туда совсем не хотелось! А еще периодически встречались пустоты, куда я лично один раз сам провалился с очень неприятными ощущениями, когда летишь вниз около метра в полной снаряге лыжника и не знаешь что там внизу.

Ущелье Аку-Аку

Подул сильный ветер и мы попали в пургу, так как ущелье создает эффект трубы. Потом закончился снег и пришлось подниматься по камням вверх неся лыжи в руках.

Ущелье Аку-Аку Ущелье Аку-Аку

У Андрея Ф. произошла следующая поломка в этот день. Вылетела «лягушка» на лыже. К счастью ремонт был несложен и с реммастером вопрос был решен быстро.

А дальше был затяжной спуск по фирну и через заснеженный лес. Многим запомнится это день надолго, так как падений было очень много, а вставать с тяжеленным рюкзаком из глубокого пухляка ой как не легко. Но все же день мы завершили на позитиве найдя место для ночлега в тихом спокойном месте.

В конце ущелья

Ущелье Аку-Аку Первый трудный день похода почти завершен

Ночью было ясно. Светили северные звезды и было очень тихо в лесу.

День второй. 31 января 2011 г.

Переменная облачность, температура около -12С

Подъем дежурных в лыжном походе происходит рано. В нашем случае в 5 утра, чтобы развести костер и печку, приготовить еду и поднять остальных в шесть утра. Я должен был разбудить дежурных, но по какой то причине мой будильник не зазвенел. В итоге дежурные проспали до 5:45, что привело к задержке выхода до 8:45. Сборы реально происходят медленно. Вероятно сказывается «раскачка» участников и теснота в палатке.

В этот день мы шли по пересеченной местности. В основном в лесу.

где то под Хибинами

Ваня из-за неотрегулированного рюкзака шел медленно, сказывалась чрезмерная нагрузка. Мне тоже было нелегко, организм постепенно начинал адаптироваться к переноске тяжестей.

красный лыжник

Вот так примерно выглядит стандартный привал после 45 минутного перехода.

очередной привал

В районе полудня мы встали на обед рядом с рекой Гольцовка, на высоком берегу живописного хвойного леса.
Река местами не замерзла, из-за сильного течения.

на реке Гольцовая

Мы с Ваней были назначены командиром дежурными. Обед проходил в теплой товарищеской обстановке 😉

обед - дело святое!

Следующей достопримечательностью была ЖД станция Имандра. Не хотел бы я здесь жить! Чувствуется какая то обреченность и безисходность положения людей живущих здесь. Хотя наверно летом немного получше. Ваню немного разгрузили.

недалеко от Имандры недалеко от Имандры

Сделанная мной костровая сетка окончательно развалилась и была оставлена в Имандре. В следующий раз я учту свои ошибки!

счастье лыжного туризма

До вечера шли очень непросто. Остаток пути и разбивку бивака делали уже при свете фонарей в районе семи вечера. Ночью снова ясно. Но временами шел снежок.

День третий. 01 февраля 2011 г.

Переменная облачность, утром температура около -20С, днем -12С

Этот день был особенно труден для меня. Дело в том что предыдущие две ночи я плохо спал. То ли задувало через шапку, то ли сказывалась теснота трехместного спальника и палатки в целом, то ли еще что то, но в общем я почти не спал эти ночи. А физические нагрузки совсем не шуточные. Состояние близкое к мраку. Я уже подумывал даже сойти с маршрута, но задавил в себе эту идею.

Утром мы с Ваней дежурили. Встали ни свет ни заря, в пять утра и как роботы стали готовить еду. На улице мороз двадцатник, все занемело, а надо печку еще в палатке растапливать….

утро в предгорьях Хибин

Вышли на тропу в 8:45. Это конечно поздно, но пока группа не в состоянии собираться быстрее. Идем все равно при фонарях. В небе забрезжил рассвет и добавил к синим краскам снежного царства немного розовых оттенков.

Не успели мы пройти и километр, как попали на замерзшую реку где и вымочили лыжи в проталинах. Они сразу покрылись толстой коркой льда. Пришлось останавливаться и доставать скребки. Без них только ножом — иначе никак на таком морозе!

До обеда группа идет в неровном темпе и растянулась. Я плетусь в конце, практически ничего не чувствую кроме усталости. Но природа все равно забирает внимание к себе. Пытаюсь быть на позитиве.

в предгорьях Хибин

В крепления забился лед и стало натирать ноги. Надо повнимательнее чистить «щечки» на привалах. А вокруг сказочный лес и на горизонте уже видны Хибинские горы!

автономный лыжник в предгорьях Хибин

Пришли засветло на озеро Гольцовое и наконец то без фонарей поставили палатку. Вокруг лепота. Лес, горы озеро…..

недалеко от озера Гольцовое палатка

И снова неисправность. Сломался мой плеер iriver. Не выдержал тягот похода. Хотя конечно невелика потеря, учитывая что слушать музыку мне пока не очень то и хотелось.

на озере Гольцовое

Поужинав, я залег спать, в попытке восполнить недосып предыдущих суток. Часа через два в палатку ворвался возбужденный Ваня с криками: «Полярные сияния лять! Все бегом смотреть!» Ну или что то типа того 😉

Я проигнорировал его клич, подумав что такое грандиозное явление не имеет право прерывать мой столь желанный сон. Однако примерно в половине первого ночи высунул свой нос из теплой палатки под космический холод.

Изумлению моему не было предела. Все небо было расчерчено светло зелеными полосами, которые очень медленно меняли свою форму и расположение. Сквозь них просвечивали величественные зимние созвездия, Орион, Телец, Близнецы. А на северо-западе уже разыгрывался небесный спектакль с пульсирующими дугами. Подошли Ваня и Паша и мы под впечатлением простояли еще полчаса обсуждая невиданное зрелище пока совсем не замерзли….

Полярное сияние на озере Гольцовое

День четвертый. 02 февраля 2011 г.

Переменная облачность, утром температура около -25С, днем -12С

Этой ночью я выспался! Не знаю что произошло, то ли организм понял что надо как то выживать, то ли мы все же научились спать в этом треклятом трехместном спальнике 🙂

в зимнем лагере

Кроме того, день ожидался быть хорошим по причине сегодняшней радиалки на Северный Лявочорр. Естественно, мы разгрузили по максиму наши рюкзаки оставив только необходимое снаряжение и ценные вещи. Из лагеря на Гольцовом вышли по традиции в 8:45.

Северные Хибины Северные Хибины

Первое время шли по буранке, но потом вышли на тропёжку вдоль ручья. Погода была ясная и вокруг нас разгорался рассвет подкрашивая розовым зимние вершины Хибин.

Северные Хибины Рассвет в Хибинах

Во время одного из привалов сделали групповое фото.

наша группа в Хибинах

В ручьях вода не замерзает, что резко контрастирует с окружающей действительностью….

Северные Хибины

Шли довольно бодро, хотя группа немного растянулась при подъеме на перевал Северный Лявочорр. По пути встречали лавинные прочёсы и снежные сбросы в кулуарах.

подъем на перевал Северный Лявочорр подъем на перевал Северный Лявочорр

На финишной прямой перед восхождением попали на жесткий фирн. Отрабатывали технику разворотов на 180 градусов 🙂

подъем на перевал Северный Лявочорр

А вот и перевал …. вместе с традиционным сникерсом. Время немного за полдень.

на перевале Северный Лявочорр

На восток открылась великолепная панорама на заснеженную тундру.

на перевале Северный Лявочорр панорама на восток с Северный Лявочорр

Спуск был веселым. Некоторые наши товарищи регулярно укатывали попами склоны.

спуск в долину

Но все прошло великолепно и мы еще засветло (около 15:00) вернулись в лагерь на Гольцовом, отнаблюдав великолепные панорамы заката.

Северные Хибины

И случилась у меня маленькая потеря!
К нам в гости зашли четверо участников из группы Кати Кузиной. Они возвращались с того же перевала и шли по направлению к своей стоянки недалеко от базы КСС. Они попросили мазь, я им дал вместе с растиркой, однако один нерадивый турист умудрился спалить синтетическую растирку в костре. Здесь я и понял преимущества пробковой 🙂

на озере Гольцовом

В лагере нас ждал ставший уже традиционный быт на улице….

зимний быт

и внутри палатки….

внутри палатки

Ночь была ясная, но холодная. Я около часа стоял и смотрел на прекрасное зимнее небо над горами и озером. Полярных сияний в этот вечер не было.

Продолжение см здесь.

Тэги: , , , , , , , , , ,

1 комментарий on Лыжный поход по Хибинам, 30 января — 07 февраля 2011 (часть первая)

1. Было жестко, ничего не попишешь. Но читая в твой очерк, как будто снова возвращаюсь в этот суровый заполярный край.