Часть 1
Перед прочтением я вам рекомендую скачать звуковое оформление.
Данная поездка была задумана ещё год назад во время посещения Алтая во время полного солнечного затмения в 2008 году. Сам Алтай не может не вызывать удивления, восхищения и какой-то особой умиротворённости. Будто время здесь замерло, а многочисленные кочевые народы жившие здесь, оставили лишь еле заметный след в природе этого края. По моему глубочайшему убеждению эти горы ждёт огромное туристическое будущее, так здесь сохранились просто заповедные места несмотря на уже заметное антропогенное давление местного населения и приезжих.
Организатором нашей поездки был клуб путешественников «Алтай-Гид». Эти ребята занимаются профессиональным сопровождением групп и соответственно взяли на себя все основные бытовые и транспортные проблемы позволив нам наслаждаться первозданной природой и самим путешествием.
Расстояния между нашими маршрутными точками были просто огромные (в сумме порядка 2200 км!) и поэтому без транспорта пройти подобный маршрут было просто невозможно. Так как при съезде с Чуйского тракта, асфальт сразу исчезает ко всей технике предъявлялись внедорожные требования.
Итак. Время проведения экспедиции: 18 — 30 августа 2009 г.
Ниже показана схема нашего маршрута. Стартовали мы естественно в Барнауле и выдвинулись на юг через Бийск в сторону границы РФ с Монголией.
А вот так выглядит Северо-Чуйский хребет, который остался у нас справа.
Климат в районе хребта умеренный резко-континентальный. Для него характерна большая разница между дневными и ночными температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах – Шавлинских, Маашей, Камрю и других не поднимается выше +25 градусов, а ночью может опуститься до 0С.
Масса туристов приезжает сюда каждый год, чтобы насладится природой и покоем.
В Северо-Чуйском хребте расположено несколько крупных центров оледенения. В первую очередь это долина Актру. Здесь находятся несколько ледников, крупнейшими из которых являются ледники Левый и Правый Актру, Джело, а также Малый Актру. Одним из крупнейших ледников Алтая является ледник Большой Маашей, берущий начало на склонах горы Маашей-Баши. Его площадь составляет 14 кв. км.
Местная флора незатейлива, так как климат зимой суров. Даже летом, когда исчезает солнышко становиться зябко.
Однако по берегам Чуи и Катуни встречается даже дикая облепиха.
По мере продвижения на юг, горы стали уменьшаться и мы вступили во владения Чуйской степи.
Чуйская степь является символической границей между алтайскими и казахскими поселениями. Степь расположена за Курайской степью, если ехать в сторону Монголии. Своим названием Чуйская степь обязана реке Чуе, которая делит степь на 2 части — южную часть, доходящую на юге до Южно-Чуйского и Сайлюгемского хребтов и северную часть, прижатую к Курайскому хребту.
Чуйская степь представляет собой слабоволнистую равнину, длиной около 70 километров и шириной от 10 до 40 километров. Высота, на которой расположена Чуйская степь колеблется от 1700 до 2000 метров над уровнем моря. Чуйскую степь окружают горные вершины, покрытые вечным снегом.
Чуйская степь — самое сухое место в России. Количество годовых осадков здесь не превышает 150 мм, поэтому растительность Чуйской степи еще более бедная, чем в Курайской степи, которая также отличается своим сухим климатом. Климат Чуйской степи очень суров: среднегодовая температура составляет почти минус 7 градусов. В отдельные зимы столбик термометра опускается здесь ниже 60 градусов! Толщина вечномерзлых грунтов местами достигает здесь 100 метров.
Пополнив наши запасы в поселке Кош-Агач мы выдвинулись на восток в сторону Тывы.
Наш путь пролегал по долине реки Бугузун в сторону одноименного перевала.
Надо сказать, что туристы в здешних краях бывают нечасто, поэтому понятие дороги весьма условно. Вы просто едете на джипе по руслу реки, периодически объезжая огромные острые камни. Другой дороги здесь в принципе нет, если только не рассматривать в качестве средства передвижения лошадь 🙂
Не доехав до перевала в этот день мы заночевали в очень живописном месте на слиянии двух рек Бугузун и Карагай.
С утра снова двинулись в путь надеясь достигнуть перевала к обеду.
Вот так мы и ехали в колонне.
Основные цвета степи в это время жёлтый и синий (когда ясно). Очень красиво, монументально и непривычно для жителя лесов.
По дороге мы встретили указатель на священный источник. По рассказам алтайцев эти источники целебны для заболеваний пищеварительной системы. Однако не стали туда заезжать, так как вряд ли увидели там что то интересное. Для нас любая река в этом районе была целебная, вода чистая и прозрачная 🙂
И вот мы достигли границы республики. Как видите Тувинская граница на замке 😀
А вот так красиво выглядит склон холма. Все как и положено по осени.
Перевал Бугузун находится на территории заповедника. Для его посещения вам нужно получить заранее пропуск у пограничников.
Высота перевала 2600 метров. На вершине сложено довольно объемное обо. Положив свои камешки, мы отправились осматривать окрестности.
При спуске с перевала мы наткнулись на довольно забавных домашних животных. Называется оно — сарлык!
Такая смешная смесь коровы и яка, которая скачет отрываясь от земли всеми четыремя ногами и хрюкает как поросенок. При этом они довольно пугливы и убегают от людей.
По пути мы встречали массу мелких озёр. Почти все они пресные и пригодны для питья.
Наша дорога вниз все увлекала вдаль, маня открывавшимися видами бесконечных ненаселенных долин. Только здесь я смог ощутить всю безбрежность Азии и понять почему здесь никто не ценит время. Ибо вечность окружает вас и совсем некуда спешить!
Тува. Высокогорное озеро Ак-Холь (высота 2200 метров). Котловина современного озера имеет небольшие размеры: с севера на юг ее протяженность 4.0 км, с запада на восток — 4.0 км. В центре этой небольшой впадины располагается озеро Ак-Холь и маленькое озеро Кара-Холь, соединяющееся с первым протокой. Эти озера являются остатками некогда более крупного озерного водоема по своим размерам близкого современному озеру Хиндиктиг-Холь, располагающемуся в 12 км к северо-востоку от них.
На озере птицы устроили «заезд» для нас.
а это каменный страж
К вечеру мы достигли первого главного объекта нашего путешествия — озера Хиндиктиг-Холь. Которое соседствует с величественным горным массивом, в центре которого расположена самая высокая гора Тывы, а именно Монгун-Тайга или Монгун-Менги-Хайыракан, она же Монгун-Денгер-Хайыракан. Так величают ее тувинцы. Менги — «ледник», Денгер — «небеса», а Хайырыкан здесь в значении не «медведь», а — «Бог». Высота — 3976,9 м.
Монгун-Тайга вызывает восторг и потрясает своим безмолвием, неприступностью, бесстрастием. Вершина ее всегда покрыта обширными снеговыми полями и ледниками, площадь которых составляет более 19 кв.км. Красотой и величием своим Монгун-Тайга привлекает множество туристов, которые съезжаются сюда со всех концов света в надежде оказаться на вершине.
Озеро Хиндиктиг-Холь (пуп земли) расположено на высоте 2305 м над уровнем моря. Оно находится на границе горных хребтов Алтая и Саяно-Тувинских гор. Его длина 14,9 км, максимальная ширина 8,6 км. Озеро занимает небольшую котловину, которая практически полностью занята озерными водами. В озере наблюдается два острова, сложенные выходами коренных пород.
Имеет моренно-подпрудное происхождение: в юго-западной части подпружено конечной мореной древнего ледника. На берегах озера отмечены два более высоких уровня стояния озерных вод в прошлом. Один высотой 80 м над современным уровнем озера, второй — 20 м.
Вокруг озера все заросло мхом, карликовой березой и лишайниками.
На такой высоте в очень недружелюбных условиях естественно нет жителей. Единственные посетители этого района — сезонные рыбаки, которые ловят летом в озере Хиндиктиг-Холь рыбу. У берега кстати, озеро кажется абсолютно безжизненным. Нет ни водорослей ни мальков. Просто прозрачная, чистая вода.
По дороге у одного из крузеров был пробит радиатор охлаждения. Ремонт проходил при большом стечении зрителей 🙂
На следующий день у нас была запланирована «днёвка». Все очень устали от дороги и были рады размять ноги. Я встал рано утром, еще до восхода Солнца и пошел встречать рассвет. Вид мне открылся столь же величественный сколь и суровый.
и то же утро с видом на массив Мунгун-Тайга
Очередное озеро.
После завтрака у нас был запланирован радиальный поход на безымянную горку в массиве Мунгун-Тайги с высотой 3188 метров. Собрав немного еды и фототехники мы выдвинулись в путь. Погода нам благоприятствовала, во всяком случае было не жарко 🙂
Зелень всегда жмётся к воде. Удивительно буйная карлушка растёт на берегах этих горных рек.
Чем выше мы поднимались, тем более «самолётный» вид открывался нам. Идти было тяжело с непривычки, но радость от восхождения подталкивала нас вперед.
На вершине мы довольные и счастливые обнаружили геодезический пункт. Высота 3188 была взята.
Схема вершин
а вот и снежник
Я естественно побежал за снежком.
С вершины мы увидели что погода начала портиться и небо стало быстро заволакивать черными смоляными тучами, которые явно предвещали сильный ветер и возможно сильные осадки. В целом мы были недалеки от истины, через пару часов в горах уже шел снег!
Путь домой занял несколько часов. Мы попадали под дождь со снежной крупой, потом снова светило солнце, потом опять дождь. Ноги полностью вымокли, но мы уже этого не замечали, так как вокруг все было мокрым. Главное, что впереди была еда и водка 🙂
В итоге нам пришлось пройти за этот день 20 км по горам и подняться на 1000 метров выше лагеря.
Вечером нас ждал сытный ужин и баня, которые компенсировали весь возможный негатив от похода. Один из наших участников также ободрал пятки до мяса в неразношенных ботинках, подтвердив старый туристический опыт.
и в заключении панорама с горки с видом на долину тысячи озёр 😉
и ещё одна mov панорама
Тэги: автомобильные путешествия, Ак-Холь, Алтай, Алтай-Гид, Барнаул, Джумалинские ключи, Калгутинский вольфрамо-молибденовый рудник, ледник Пржевальского, Монгун-Тайга, перевал Бугузун, перевал Теплый Ключ, река Ак-Алаха, река Бугузун, река Карагай, река Катунь, река Тарката, река Чуя, Северо-Чуйский хребет, Табын-Богдо-Ола, Тыва, Укок, урочище Бертек, Хиндиктиг-Холь, Чуйская степь, Чуйский тракт, Южно-Чуйский хребет
[…] Начало истории здесь. […]
Олега привет, дорогой! Спасибо на добром слове! Отчет, просто, отличный! С географической точки зрения — профессионально безупречный. Фото — волшебные. Талант пропить сложно, даже путешествуя по Алтаю и Центральной Азии. Привет тебе от немцев! Эрика и Петер, попробуют в этом году Восхождение на Белуху в августе. «Зацепило!». Пригласили своего сына и знакомых. Думаю, твоя доброжелательность и разговоры на родном, для русских и немцев, английском, помогли чужестранцам составить полное представление о Сибири, России и Москве! Работа у нас будет. Готовим новый интернет проект. В апреле запустим. Желаю всего и приезжай безо всяких. Лично я буду рад! Дима, думаю, также. Пишу без фиги (если слово не обозначает фиговое дерево или его плод, то оно имеет разговорный и даже грубый характер) в кармане! Андрей Бондарович, «Алтай-гид»
PS…. С твоего разрешения с удовольствием выложим отзыв на сайт.